О гражданской войне в России
Был такой советский писатель Владимир Зазубрин, тот самый, что под впечатлением своих бесед с сотрудниками Че-Ка написал нашумевшую повесть "Щепка", то ли апологию революции, то ли страшное обвинение. Сам он о гражданской войне знал не понаслышке: сначала призван был в колчаковскую армию, потом перебежал к красным.
Через несколько лет после тех бурных событий, в 1925 году, приехал Зазубрин по своим писательским делам на Алтай, в город Кузнецк, посмотреть, где великий Достоевский жил и в тюрьме сидел. А уезжая, увез с собой двуручную пилу, купленную за пять рублей у сторожа нардома Волкова. Для Новониколаевского музея, так сказать, "на историческую память".
Этой пилой 23 ноября 1919 года красный партизан Волков с женой Антонидой живьем распилил двух колчаковских милиционеров, Миляева и Петрова. Мстил за жену, поскольку колчаковцы ей "титьку отсекли, жена у меня без титьки теперь". Потом бывший партизан хранил эту пилу, целовал даже. Серая заячья папаха, серое лицо в оспинах, серые обкусанные усы и мертвые глаза мерзлой рыбы. Скрипел зубами, плакал, бил себя кулаком в грудь и жаловался на "беляков", засевших в исполкоме: "а нас, партизан, в шею гонют".
Вот он, настоящий символ гражданской войны, за пять рублей купленный, а не пафосные воззвания колчаковской власти и не чапаевская бурка. Были времена, да?! Какие уж там "неуловимые мстители", какие "благородные белые"... Озверение, безбожие у всех. Не приведи, Господи, чтобы повторилось.
А писателя Зазубрина расстреляли в тридцать седьмом.
Михайло Ворон